Первый язык подготавливает мозг к освоению языка в более зрелом возрасте
Вам может казаться, что вы забыли язык, на котором разговаривали, будучи ребенком, но ваш мозг – нет. Информация, изложенная ниже, позволит понять, что изучение иностранных языков – вещь полезная в любом возрасте. А понимание механизмов запоминания позволит улучшить подготовку к языковым тестам, да и в целом оптимизировать процесс изучения иностранного языка!
В работе, которая недавно была опубликована в журнале Nature Communications, ученые из университета МакГилла и Монреальского института нейрологии описывают свое открытие, которое заключается в том, что даже краткосрочное знакомство с языком в детстве влияет на то, каким образом позже, во взрослом возрасте мозг обрабатывает звуки от второго языка.
Применение неправильных слов для проверки функций мозга
Для выполнения задания, в которое входили французские неправильные слова (такие, как vapagne и chansette), были приглашены три группы детей (возрастом от 10 – 17 лет. Дети из одной группы родились в одноязычных, франкоговорящих семьях. Дети из второй группы были привезены из Китая во франкоговорящие семьи в возрасте до трех лет, прекратили разговаривать на китайском языке и с того времени говорили только на французском.
И последняя группа состояла из детей, свободно говорящих на двух языках – китайском и французском. Когда дети реагировали на слова, которые они слышали, исследователи с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) фиксировали, какие области в их мозге активизировались.
У одноязычных французских детей не знакомых с китайским языком, это были области мозга, вовлеченные в обработку ассоциируемых с языком звуков, особенно левая нижняя лобная извилина и передняя островковая доля большого мозга. Однако и среди детей, которые были двуязычными (китайский/французский), и среди тех, кто был подвержен влиянию китайского языка еще в младенческом возрасте, а затем прекратил говорить на нем, были активизированы дополнительные области мозга, особенно правая лобная медиальная извилина, левая медиальная лобная доля и билатеральная верхняя височная извилина.
Звучание языка, услышанное в раннем возрасте, оставляет следы в мозгу
Исследователи установили, что у китайских детей, которые попали в одноязычные франкоговорящие семьи и больше не разговаривали на китайском языке, мозг обрабатывал язык способом, который подобен тому, что использовали и дети, говорившие на двух языках.
«На протяжении первого года жизни, как первого этапа в языковом развитии, мозг детей очень предрасположен к сбору и сохранению информации о релевантных звуках, имеющих важное значение для языка, в окружении которого они живут», – говорит Лара Пирс (Lara Pierce) из университета МакГилла.
«Что мы открыли при тестировании детей, которые были адаптированы во франкоговорящие семьи и больше не разговаривали на китайском языке, так это то, что подобно двуязычным детям, области мозга, вовлеченные в процессы рабочей памяти и общего внимания, активизировались, когда их попросили выполнить тесты, связанные с языком.
Эти результаты позволили предположить, что дети, подвергавшиеся воздействию китайского языка в младенчестве, обрабатывают французский язык в манере, которая отличается от присущей одноязычным французским детям».
Сложное лингвистическое наследие детей, усыновленных из других стран
Исследователи считают, что их результаты указывают на уникальное и длительное влияние раннего языкового опыта на работу мозга в старшем возрасте, а также на его способность адаптироваться к совершенно иному языковому окружению.
«Это весьма интересно с точки зрения языкового развития, поскольку позволяет нам рассмотреть влияние, которое оказывает очень ранний период языкового развития на изучение языка в дальнейшем», – говорит Пирс.